Подать заявку
27.09.2022

Российское пространство: новые модели городов и регионов

Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Здраствуйте, уважаемые коллеги!
Для меня большая честь выступать в вашем городе. Расскажу немного об истории данного проекта. Вы знаете, что после известных событий начались идеологические искания, хотя слово «идеология» мне кажется довольно несовременным. Мероприятия нашего клуба уже проходили во многих городах России, и сегодня нас принимает Екатеринбург. Правила и концепцию клуба вы можете найти в раздаточном материале, и я вижу, что многие уже успели с ним ознакомиться. Давайте представимся и начнем работу, сегодня у нас очень интересная повестка (знакомство, представление участников).

Стенограмма заседания клуба «Цивилизационное будущее России».
27.09.2022. Екатеринбург.
Доклад

«Интеллектуальная среда современного города: горожанин как "зричитель" (читаем/смотрим в современном городе)»

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Подход, который я исповедую, уже достаточно укоренился в российской философии культуры и в урбанистике. Это анализ сбора гипертекста. Для меня таких важнейших слагаемых городской культуры несколько: городская топонимия, городская архитектурная среда и архитектурный процесс, и это то, что вслед за нашим главным теоретиком на кафедре я называю «социокультура». В моей концепции чтения я говорю о том, что когда мы читаем слова, мы читаем мир, а когда мы смотрим на мир, мы читаем слова, знаки и те тексты, которые нам предлагают разные медиа. Когда мы живем в городе и по нему перемещаемся, мы «читаем» город, как текст. Какие сегодня в городе сочетаются тексты, какие средства передачи информации используются? Для современного города очень важна передача информации устным, рисуночным путем, через какие-то объемно-плоскостные сооружения, через жестово-двигательные компоненты.


Та грамотность, которой обладает современный человек, актуализирует дополнительные формы. Это и сенсорная, гастрономическая и некоторые другие типы грамотности. Грамотность представляется мне одним из важнейших качеств современного горожанина, и грамотность, которой должен обладать современный горожанин, является многоуровневой и ступенчатой.


Мы все с вами привыкли к тому, что традиционно грамотность понимается как умение читать и писать, формулировать свои мысли и изрекать их устно или на письме. Однако сегодня требуется множественная грамотность, поскольку необходима способность генерировать, передавать и обрабатывать поликодовую информацию. Самой высшей ступенью является умение читать город и мир как текст.


Универсальная грамотность в эпоху новых медиа определяется двумя важнейшими факторами: это переход от доминирования письма к доминированию изображения. Это изображения и пиктограммы на интерфейсе нашего телефона, и рисунки, и скульптурные композиции, и архитектурные сооружения, и малые скульптурно-архитектурные формы, предметы декоративно-прикладного искусства. Сегодня в городе происходит переход от доминирования бумажных медиа к экранным и цифровым медиа.


Кто из горожан оказал наибольшее влияние на умение современного екатеринбуржца читать и писать? Назову только некоторые имена: Борис Рыжий, Владимир Волович, Владислав Крапивин, Павел Бажов. Кто такой горожанин как «зричитель»? Категорию «зричитель» ввел уважаемый Игорь Вадимович Кондаков, профессор РГГУ города Москвы. Он говорит о том, что зричитель — человек, который умеет смотреть на изображение как на текст. Я даю несколько специфицирующих признаков зричителя: человек, который совмещает умение чтения изображения и видение невербального текста, умеющий формировать интерференциальные кросс-образы, умеющий интерпретировать мультикодовую информацию, а главное, извлекать смыслы из городских текстов в условиях неопределенности.


Грамотность горожанина является универсальной и комплексной, то есть лингвистическая грамотность, умение читать на разных языках становится самым простым условием. Уметь читать такие сложные тексты, как историческая экспозиция Ельцин-центра, где мы видим и бумажные документы, кинодокументы, видеодокументы, скульптурные документы, артефакты разных эпох, — это как раз и называется новым уровнем грамотности.


Возвращаясь к проблеме современной интеллектуальной среды города, что она из себя представляет? Прежде всего, субъект этой интеллектуальной среды — горожанин, тот самый зричитель, который смотрит и читает ту окружающую среду, которая вокруг него есть. Это сообщество на сегодня является открытым и изменчивым, подвижным и мобильным, полиязычное и поликультурное.


Исходя из этого, могу сказать, что в Екатеринбурге жить интересно, однако довольно непросто. Для этого необходимо обладать спектром разнообразных компетенций. Такое мое культурологическое видение сквозь проблему чтения текстов и грамотности. Спасибо!

Вопросы и комментарии
Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

У меня есть вопрос и в то же время сомнение. Вы правда считаете, что горожанин сейчас читает город? У меня такое ощущение, что горожанин уже ничего не читает. Он читает только бренды и всякие кричащие рекламы, а совсем не город. Как вы на это смотрите?

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Я смотрю на это как на проблему, потому что если мы с вами будем углубляться в проблему чтения, то рассматривать город как гипертекст — привилегия людей начитанных. Человек, который погружен в повседневность, наверное, читает более простые вывески, читает более понятные ему знаки. Текст современного города сочетает в себе вербальные и визуальные формы. Для меня это проблема как для культуролога — человек вычитывает из тех текстов, что находятся вокруг. Читательская грамотность относится не только к умению разбирать буквы, но и выражения, видеть их интерференцию. Самое главное — выделять смыслы. Еще начиная со школы мы не учим детей воспринимать визуальные тексты, интерпретировать изображения.

Санникова Юлия Андреевна
Магистрант образовательной программы «Цифровая педагогика и когнитивные технологии» Уральского федерального университета

Я бы хотела прокомментировать ваш вопрос, когда вы сказали, что, скорее всего, современные люди город не читают. С позиции молодежи, наше поколение потихоньку начинает вчитываться в город и видеть какие-то смыслы. Например, вы видели на презентации, у нас есть надпись на здании «Кто мы, откуда мы, куда мы идем», далее у нас есть надпись на жилом здании «Мы молоды», надпись «Я бы тебя обнял, но я всего лишь текст». Это топ-3 фраз, которые мне запомнились. Мы все это фотографируем и размещаем в социальных сетях, отправляем своим друзьям, это становится поводом для общения в различных пабликах социальных сетей, из них формируются мемы.


Сейчас благодаря учебе в магистратуре на цифровой педагогике все это мы делаем осознанно, и все эти действия можно назвать постграмотностью, трансграмотностью, когда мы коммуницируем, общаемся и умеем читать языки текстов, скрытые смыслы, языки изображений.

Ившин чб.png
Ившин Владислав Сергеевич
Ассистент кафедры истории России Уральского федерального университета, координатор Школы истории УрФУ

Спасибо большое за доклад! Я, наверное, также скажу в поддержку молодежи. Когда ко мне приезжают мои друзья и гости, они всегда замечают одну важную вещь. Екатеринбург — очень молодежный город. И действительно, молодежь сейчас вчитывается в контексты. Я не устану повторять, что в отличие от Москвы и Петербурга Екатеринбург в основном обеспечен именно думающей молодежью. Это связано с тем, что у нас располагается как минимум один из крупнейших федеральных университетов, а также множество других университетов, не менее представительных.


Мой вопрос будет связан немного с другим. Не кажется ли вам, что в поисках городских смыслов в необъятном городском пространстве нам препятствует большое засилье информационного шума? Быть может, если молодое поколение уже научилось разбираться в нем ввиду того, что они постоянно работают с цифровым шумом, который они сами и создают, то поколение, которое постарше, уже не может кочевать от одного шума к другому. У них смысловое пространство забивается изобилием рекламы.

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Спасибо большое за ваш вопрос, с вами, безусловно, нельзя не согласиться. В визуальном оформлении нашего города большое пространство занимает информационный шум, огромной составляющей которого является реклама. Мы с вами понимаем, что наш город довольно долго служил суровым, достаточно сдержанным по колориту местом, застегнутым на все пуговицы мундира. При Чернецком Аркадии Михайловиче Екатеринбург поменял серый мундир на яркую, колористическую окраску домов, особенно в центре. Когда мы сегодня говорим, что наши улицы очень пестрые, мы понимаем, что сегодня это город-бизнесмен, город торгующий, город успешного, большого ритейла, с одной стороны, а с другой стороны — город большого транспортного потока, где пересекаются торговые пути из Европы в Азию.


Готов ли сегодня Екатеринбург отказаться от наружной рекламы, вопрос к нашему бизнесу. Чего не хватает, чтобы город продвигал самого себя? Ему не хватает собственных предприятий, собственных театров и концертов, собственных культурных событий.

Бугров К.Д. чб.png
Бугров Константин Дмитриевич
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, профессор кафедры истории Уральского федерального университета

У нас есть историческое место, где очень долгое время висела реклама разного рода. Его мы считаем красивым и важным. Сейчас мы уделили внимание новой рекламе на главных улицах города и отозвались о ней в негативном ключе. Как вы думаете, почему мы по- разному о них судим?

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Проблема в том, что называется «какого качества шьем». Когда в Чикаго стоит Apple Store, в котором продаются новейшие модели телефонов, мы чувствуем ее уместность, своевременность и оправданность. Когда мы с вами видим какую-то рекламу у себя, например, университета или оперного театра, как бы мне хотелось, чтобы было, мы бы почувствовали также ее уместность. Однако у нас на улице нет подобной рекламы.


Мы должны продвигать творческих людей, которые могут формировать лицо нашего города. Необходимо рекламировать культурные объекты, учебные заведения, и, в первую очередь, самих себя.


Сперанский Петр Андреевич
Ассистент кафедры истории России Уральского федерального университета, научный сотрудник отделения истории и археологии Уральского отделения РАН

Большое спасибо! У меня будет вопрос следующего характера. Нашу эпоху принято называть информационной. Я с этой дефиницией совсем не согласен, так как любая эпоха таковой является. В любую эпоху человек так или иначе соприкасался с информацией. Как вам кажется, практики по считыванию города как некого текста, кибертекста появляются только в современности или же еще раньше их можно было заметить?

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Мои коллеги точно знают, что я современную эпоху определяю по- другому. То определение, которое дается современной эпохе, я воспринимаю как постграмотность. Мы живем именно в такой эпохе, так как мы сочетаем в себе все формы грамотности, которые появились в далекой первобытности. У нас в городе, помимо рекламы, зародившейся в далекие времена, появляются мультимедийные экраны. Они добавляют визуальность и невербальность городу.

Лазарев Я.А. чб.jpg
Лазарев Яков Анатольевич
Научный сотрудник лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета

Здравствуйте! У меня больше не вопрос, а наблюдение. В вашем докладе было очень большое количество метафор, через которые мы концептуализируем городское пространство. Это не хорошо и не плохо, но я, как старый прожженный рокер, увидел некую тиранию экспертов. Было указано «Екатеринбург как бренд», были показаны очень важные и нужные персоны, личности, но среди них я не увидел тех, которые могут транслировать смыслы на более широкую аудиторию, например, группа «Агата Кристи». Встает вопрос, кто сможет большее количество людей вывести на площади. Это очень важный аспект с точки зрения прочтения и понимания города.

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Я хочу сказать, что эта презентация выдает во мне человека старой, книжной сути. Я думаю, что это вещь поколенческая, о неоднородности медийного сообщества, о сегментарности каждого из медиа и сегментарности влияния. Если мы начнем выделять в культуре влиятельные институции, то мы столкнемся с тем, что не получится выделить одну институцию для всех.

Доклад

«Становление опорного края: индустриализм и новые культурные модели восточных регионов России в XX в.»

Бугров К.Д. чб.png
Бугров Константин Дмитриевич
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, профессор кафедры истории Уральского федерального университета

Россия, как страна огромного размера, освоена неравномерно, есть своего рода исторический центр и историческая периферия. Исторической периферией как раз является Урал. Особой долей богатства России восточная ее часть не обладает, там велась торговля пушниной, позже началась торговля металлом. Однако, несмотря на объемы производства, западная часть государева, будучи более населенной, соответственно, являлась и более богатой. В ней находилась большая часть сельского хозяйства, а Россия в первую очередь аграрная держава. В конце XIX века начинается активная индустриализация, наращивание капитала. Стали выделяться такие промышленные центры, как Санкт-Петербург и Москва. Большинство тех, кто в то время изучал экономику и геополитику, главную роль региона будущего отводили именно этой части страны. Там добывался уголь, железо, обилие хлеба и удобные транзитные пути.


Такое положение дел болезненно ощущалось в восточных, слабо населенных районах. В XIX веке даже появилось довольно известное направление — «сибирское областничество». Н. М. Ядринцев и другие «областники» выдвинули концепцию «Сибири как колонии». Эта концепция увязывала расцвет Сибири, при ее потенциальных богатствах, с раскрепощением инициативы, требовавшей максимального автономизма. Отсюда идет федерализм «областников» и, в экстремальном прочтении этой концепции, план сецессии Сибири в качестве независимого государства. В теоретическом плане это соображение подкреплялось разработкой идеи о том, что сибиряки обладают особым характером, в экстремальном прочтении — представляют собой другой народ, примерно как США по отношению к Великобритании.


Парадокс колонизации заключается в том, что она, с одной стороны, предполагает, что колонизирующее население отличается от населения метрополии, но с другой — определяет, что колонизация продолжается и с ней продолжается приток колонистов. Колония — это не только то, что колонизировали, но и то, что колонизируют.


Большевики-марксисты, взявшие власть в 1917 году, видели бывшее имперское пространство через два типа оптики. Один — это морфология национальных различий, отсюда федерализация и автономизация по культурному признаку. Другой — это создание крупных хозяйственных комплексов, основанных на экономических, ресурсных и транспортных связях. Курс на форсированную индустриализацию обладал чрезвычайно важным, уникальным аспектом: он был географически равномерным. Разворачивать индустриальное освоение планировалось не только в монополии, а повсюду.


Возьмем Урал. Как специфическое пространство его начинают осмыслять еще в XVIII веке, к началу XX века возникает своеобразный «горнозаводской субстрат уральского областничества», оперировавший хозяйственной «особостью» больше, чем культурными развлечениями. Советская же индустриализация кардинально его изменила, предложив исключительно амбициозную программу развития. Одновременно в 1930-х годах начинает быстро развиваться вытекающая из сталинской апелляции к «народности» идентичность Урала как «старопромышленного региона», немедленно обзаведшегося своим фольклором. Они весьма своеобразно взаимодействуют в годы Великой Отечественной войны с нарративом эвакуации, дав в качестве эффекта понятие об «опорном крае державы».


По-иному протекавший в очень обширной и гетерогенной Сибири процесс демонстрирует сходные черты. Сибирь может рассматриваться сквозь призму русской колонизации с поздних Средних веков или даже, в отличие от горнозаводской страны, трактоваться в русле истории народов, населявших ее до колонизации. Но она может рассматриваться и как совокупность колоссальных индустриальных и технических комплексов, созданных в 1930–1970-х годах. Это Кузбасс, Новосибирск с Академгородком, Ангарострой, Норильск и нефтегазовый Север. Индустриальная гордость восточных регионов — возможная часть общенациональной культуры.


В 1930-е годы появилась презумпция Урала как «кладовой богатств», началось возведение огромных металлургических комбинатов при сохранении имеющихся заводов. В 1950-е годы произошло исчерпание рудной базы Урала. Нижнетагильский комбинат сел на голодный паек. Но концепция «кладовой богатств» продолжает работать, вдохновляя крупнейший научно-технический проект — Качканарский ГОК. Обосновывая потребность во вложениях воображаемым богатством Качканара, свердловские экономисты и ученые смогли создать новаторское технологическое решение для связки Качканар — Нижний Тагил, превратившее потенциальное богатство в реальное. Настоящим же богатством была не руда, а креативный ум специалистов Уралгипроруды, УралНИИчермета, Уралмаша, Института металлургии УрО РАН и так далее.


Из ресурсодобывающих восточные районы страны превратились в технологические, из колонии — в центр. Отсюда и вопрос об их включении в общенациональную историко-цивилизационную перспективу: они экономически и технологически центр, историко-цивилизационно — периферия. Что с этим делать? Существует два пути.


Первый — культурная идентичность. История о колонизации как процесс формирования специфики, понятой как историко-культурная «особость». Второй — «опорный край». История о технологии и производстве, об идущих непрерывных процессах, развертывающейся культурной «особости», об индустриально-технологической мощи страны, не оставшейся в прошлом, но присутствующей в настоящем. Спасибо!

Вопросы и комментарии
Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

У меня вопрос достаточно банальный, политологический. Как вы чувствуете, насколько данный сценарий реален сегодня? Потому что есть ощущение сибирского, уральского сепаратизма.

Бугров К.Д. чб.png
Бугров Константин Дмитриевич.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, профессор кафедры истории Уральского федерального университета.

Я не политолог, конечно, я не разбираюсь в сецессионизме текущего дня должным образом, не знаю, есть ли он вообще или нет. Но как историк, занимавшийся связанными вопросами в прошлом, сходен полагать, что если себе представить циферблат, а на нем стрелку, которая движется между централизацией и какими-то родами автономизма, то чем более понимается культурная имманентность, тем более стрелка будет склоняться в сецессионистскую сторону. Чем больше будет заходить речь о техническом превосходстве, тем больше эта стрелочка будет клониться в сторону централизма.

Лазарев Я.А. чб.jpg
Лазарев Яков Анатольевич
Научный сотрудник лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета

В первую очередь, из вашего доклада интересен один важный аспект. Что обеспечивало дискурсивную силу тех образов, которые сначала победили образ отсталого Урала, а затем важный и нужный мобилизационный образ исчез. В качестве примера можно привести образ советского свердловского завода 1989 года, который для горожан стал серым и неприятным. Сталинская архитектура замечательна, но не вызывает какого-то эффекта общности, не смогла реализовать то, о чем вы говорили на примере Магнитки. В текущей актуальной ситуации тот индустриальный образ, о котором вы говорите, он нужен, сможет ли он сыграть сильную мобилизационную роль для трансляции каких-то смыслов и каких именно?

Бугров К.Д. чб.png
Бугров Константин Дмитриевич.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, профессор кафедры истории Уральского федерального университета.

Это принципиально важный вопрос. Я не политолог и не культуролог, поэтому я не знаю точно. Я догадываюсь, что большие дымящиеся цеха и шахты производили приятное впечатление примерно 60 лет назад, а сейчас они, при понятной безкарбоновой повестке, хотим мы этого или нет, вызывают существенно меньше радости, особенно у тех, кто моложе меня.


Экологическое давление мы наблюдали на примере Челябинска, страх и радиофобия иногда заставляют людей уезжать из города. Я не знаю, как сделать так, чтобы этот образ заводов выглядел привлекательно.

Санникова Юлия Андреевна
Магистрант образовательной программы «Цифровая педагогика и когнитивные технологии» Уральского федерального университета

Мой вопрос очень краткий. Существует несколько мнений о казахском этносе. Многие историки утверждают, что на территории современного Казахстана проживали исторически только киргизы, а другие утверждают о принадлежности этих территорий преимущественно казахскому этносу. Не могли бы вы дать свою оценку?

Бугров К.Д. чб.png
Бугров Константин Дмитриевич.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, профессор кафедры истории Уральского федерального университета.

Народ, проживавший на территории современного Казахстана в годы Российской империи, именуется киргизами. Образ казаха в основном идет от образа киргиза. Приход к власти большевиков и проведение ими своей политики на территории Казахстана как раз заставили этнос уйти от феодального, ханского устройства к республике. Есть большое количество литературы по данному поводу, дальше я комментировать не могу, так как не являюсь специалистом в данной области.

Лазарев Я.А. чб.jpg
Лазарев Яков Анатольевич
Научный сотрудник лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета

Не только Казахстан, но и ряд других национальных территорий в рамках совместного большого проекта становились территориями, где происходили масштабные стройки социализма. Но тем не менее когда этого всего не стало, мы видим, что на этих урбанизированных пространствах начинают мобилизоваться вполне себе образы модерна, причем довольно военизированные. Как так получилось?

Бугров К.Д. чб.png
Бугров Константин Дмитриевич.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, профессор кафедры истории Уральского федерального университета.

Могу сказать, что при проведении социалистических строек никто не предполагал, что граница между Россией и другими республиками превратится в границу между двумя суверенными государствами. Есть целый ряд регионов, которые мы называем применительно к этнической специфике.

Черепанова Е.С. чб.png
Черепанова Екатерина Сергеевна
Профессор Уральского федерального университета, руководитель департамента философии УрФУ

Вообще довольно интересная тема, мы с вами говорили о городе и говорим все время об идентичности. Мне кажется, суждение очень поверхностное. Конечно, мы имеем дело с человеком, который сложился с компетенцией современного потребителя, который с удовольствием потребляет множественную идентичность, о которой говорила Маргарита Юрьевна. Я много времени потратила на вопрос, формируется ли австрийская философия национально или регионально. Практика изучения данного вопроса показывает, что национальная идентичность идентифицируется языком, религиозной культурой.


С региональной идентичностью все сложно, на первый план выходит история формирования данного культурного региона. Если национальная идентичность говорит о том, что нашим лидером является такой-то президент, то в рамках культурного региона этот лидер, его образ принимает региональную специфику.


Мельник Наталья Борисовна
Кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Я хотела бы высказаться по поводу реального богатства. Его источником вы назвали такие исторические факты как, к примеру, эвакуация. Это реальное богатство складывалось намного раньше, и вы, историки, можете привести массу событий и процессов, которые создавали это реальное богатство. Сейчас наблюдается потеря того, на что мы можем опереться в идентификации и рекламе региона.

Гудова.JPG
Гудова Маргарита Юрьевна
Доктор культурологии, заведующая кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Один из аспектов, который делает город кибертекстом, это топонимия. Когда мы спрашиваем, что делает нас привлекательными, мы можем вспомнить наши городские топонимы.

Доклад

«Современные тенденции развития территорий в рамках сервисно-инфраструктурного подхода: город для человека или человек для города?»

 Чихарев.png
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

У меня есть короткое сообщение. Оно будет немного в другом жанре, так как тут глубокий культурологический, философский и исторический анализ, а я являюсь политологом, и причем достаточно прикладным. О моделях развития городов я буду говорить очень предметно, так как оно скорее всего и будет в ближайшее время происходить.


На данный момент доминирует подход сервисно- инфраструктурной модели экономики. Я расскажу, как сейчас государство смотрит на развитие городов. Может, не таких больших и прекрасных, как Екатеринбург, но тем не менее многих окружающих городов, которые вы прекрасно знаете.


Уже достаточно давно в нашей стране занимаются развитием городов, изучением развития городов, обучением городов развитию. Самая большая программа — программа «Сколково» по умным городам, в ней задействовано более 400 городов. Опыт можно уверенно назвать огромным. К сожалению, по оценкам, очень редко город в процессе обучения начинал продвигать программу успешного развития.


Мой опыт в том числе касается уральских городов. Я достаточно долго с ними, поэтому неплохо знаю Новоуральск, Заречный, Лесной. Как у человека, живущего в Москве, у меня сложилось немного другое отношение к мегаполису, поэтому я всегда говорю, что не москвич. Долгое время делалась ставка на развитие мегаполисов, но это привело к значительным диспропорциям. Например, ряд передовых, но небольших городов, как Новоуральск, попали в орбиту мегаполисов и утратили часть своего потенциала. Однако на развитие именно таких городов стоит делать ставку глобально.


Какой у нас появился ответ на эти вызовы? Их было два, об одном из них я буду говорить подробнее. Это развитие городов с высоким научно-технологическим потенциалом. О том, что сейчас действительно реализуется, о том процессе, в котором я принимаю активное участие. Прошлый год в России был Годом научно-технического развития, и появилась такая категория городов, как ГНТП, — города с высоким научно-техническим потенциалом. Но как оценить, имеет ли тот или иной город научно-технический потенциал, еще не до конца понятно. Я придерживаюсь идеи, что нельзя судить о потенциале по заслугам прошлых лет. На примере наукограда Королева я могу подтвердить данную теорию. Раньше мы летали в космос, а в конце 1990-х годов продали все Китаю.


Мне кажется, что потенциал мы можем видеть тогда, когда можем провести вдумчивый диалог с представителями города в научно-технической и гуманитарной сферах. Когда управленческая команда города может внести предложение, которое будет перспективным для страны. Тогда это город с высоким научно-техническим потенциалом. Исходя из этого, появляется довольно правильное понимание: если город и люди, которые в нем живут, могут действительно что-то предложить и соответствовать стандарту, то город должен получить «столичный» статус.


Мы с коллегами разработали дорожную карту развития таких городов. Эта работа ведется, она принята как стратегия и будет распространена. Я верю, что она приведет к реальным результатам. Города, в том числе на Урале, создавались в стратегических целях, и это был величайший проект. Проект, который можно назвать величайшим в истории человечества.


Я искренне надеюсь, что мы общими усилиями выберемся из сложившейся ситуации. Несмотря на имеющиеся большие проекты, некоторые города не могут следовать настолько амбициозной стратегии развития. Думаю, мы придем к модели развития городов с высоким научно-техническим потенциалом, каких очень много на Урале. Большое спасибо!

Вопросы и комментарии
Гагерин А.С. чб.jpg
Гагерин Анатолий Станиславович
Доктор философских наук, профессор кафедры политических наук УрФУ, руководитель Экспертного клуба Свердловской области

Спасибо большое за доклад. То, чем мы занимались последние два месяца, это очень схоже с тем, что вы сейчас изложили. Проект, который мы реализовали, вернее, два проекта, реализацией которых мы занимались как Экспертный клуб Свердловской области. Проект был направлен на концентрацию наиболее позитивных людей во всех городах области. Но я в большей степени расскажу про проект Экспертного клуба.


Мы выезжали в десять, помимо Екатеринбурга, крупных городов. Основная наша задача была посмотреть, какие есть перспективы развития этих городов. Кстати, мы приезжали в Новоуральск и провели там экспертный клуб. Новоуральск — действительно уникальный город.


Когда вы дискутировали на тему, какова перспектива развития именно этого города, мнения были не взаимоисключающие, но получилось так, что там были предложения зафиксировать статус спального города. Второе интересное предложение — это некий оазис для многодетных семей, потому что высокая безопасность, возможно обучение у высококвалифицированных кадров. Но и третье предложение, которое является некой ностальгической мечтой о том, чтобы все-таки создать там IT-кластеры, потому что там есть все для этого.


Мне кажется, что вы предлагаете, это именно то, что крайне необходимо для выхода из кризиса. Когда мы беседовали в разных городах с разными представителями интеллигенции, они все заняты одной мыслью: как сделать так, чтобы их город стал точкой роста. И когда мы анализировали те возможности, которые сейчас потенциально существуют, диапазон был в опоре на исторические корни, на то, чтобы взять какие-то основания развития культуры того или иного города и повернуть это все в современной плоскости, потому что понятно, что индустриализация сейчас — сложный материал в качестве точки роста.


Если говорить о реактуализации, то сейчас наблюдаются интересные импульсы. Все города заняты не столько поиском своей идентичности, сколько поиском того, как можно привлечь к себе людей, туристов, чтобы раскрыть свое внутреннее культурное наследие и повернуть его к потребителю. Но учитывая то, что сейчас внутренний туризм, то, за что мы все сейчас боремся, — это одна из очень интересных тем, важно произвести ревизию положительных черт каждого города и понять с использованием всех наших специалистов, как для каждого города выработать свой путь.

Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Спасибо за столь профессиональный комментарий. Я бы хотел сказать, что на одном из этапов в изучении развития города многие занимались «тактической урбанистикой»: красили лавочки. Коллега совершенно правильно сказал, видно, что имеется опыт городского развития. Конечно же город должен манифестировать собственную специфику, и она совершенно разная, здесь нет никаких общих рецептов. Я бы усилил: специфика не предопределена, она предопределена только тем, какая команда в городе есть, какие люди хотят его менять и что они хотят с ним сделать.


Сперанский Петр Андреевич
Ассистент кафедры истории России Уральского федерального университета, научный сотрудник отделения истории и археологии Уральского отделения РАН

Спасибо за доклад. Я здесь тоже буду опираться на личный опыт. Был у нас как-то предпринят исторический десант в славный город Лесной при поддержке Сергея Алексеевича. На стадии согласования этой поездки я понял, что этот город, в котором находится филиал МИФИ, является физико-ядерным. Мне кажется, что для развития закрытых городов нужно усиливать взаимодействие с гуманитариями, именно гуманитарии пишут смыслы.

Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Я тоже всячески выступаю за то, чтобы было наличие в закрытых городах такого сервиса, как университет, который обучает тому, что мы с коллегами называем городскими компетенциями. Это дизайн, урбанистика, туризм, городская экономика. Одна из инициатив в рамках Года науки и технологий была создана и представлена Президенту — инициатива создания сетевого университета фундаментальных наук и технологий. Поэтому я с вами солидарен.


Санникова Юлия Андреевна
Магистрант образовательной программы «Цифровая педагогика и когнитивные технологии» Уральского федерального университета

Вы предложили идею развития с длинной аббревиатурой, подразумевающей высокотехнологичный научно развитый город с высоким потенциалом. Как вы думаете, для того чтобы достичь этой цели, какой вектор развития стоит выбрать или какой первый шаг стоит предпринять?

Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Большое спасибо! Правильный вопрос, ведь я назвался политологом, потому отвечу прямо. Ответ существует в виде дорожной карты, которая была принята правительством. Я занимаюсь в МИФИ обучением городских команд. Есть такая фраза из фильма «Битва за Севастополь»: «Если ты не придумаешь, зачем тебе жить, тебя убьют». Город, городская команда, городской актив и все горожане должны придумать, для чего им там жить. И если вы это придумаете, то город будет иметь большой научно-технический потенциал.

Циплакова Ю.В. чб.png
Циплакова Юлия Владимировна
Кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета

Огромное спасибо за замечательную дискуссию! Тема, действительно, является архиважной. В целеполагании стоит идти от экономики. Все, что мы сейчас имеем в наследии — результат инвестиционных процессов, которые проходили на той или иной территории. Сейчас берем наши города, сейчас малые города — моногорода Свердловской области — города при заводах. Заводы модернизировались и больше не требуют такого профессионального коллектива, какой требовали раньше. Оставшаяся часть людей в таких городах — маргиналы или уезжающие. Если мы говорим о более равномерном присутствии населения, то агломерационные процессы через 15-30 лет создадут несколько агломераций, а остальное будет «не вредной средой» в лучшем случае.


Кто сейчас житель Екатеринбурга? Берем от экономики, от структуры валового регионального продукта. Сегодня 50% — металлургия, 20% — машиностроение, причем 90% из этих 20% — это оборонная промышленность. Тем не менее основной тренд развития города последние 30 лет это был ритейл.


Я согласна с запросом на управленческие команды. Тут идет вопрос от компетенции, с одной стороны, и от желания молодого поколения в рамках уже детерминированной логики. А с другой стороны, сможет ли предложить экономика интересные рабочие места, чтобы молодое поколение осталось? Каким образом решать эти вопросы?

Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Те предприятия, которые сейчас есть в Екатеринбурге, в наше время будут загружены по полной программе. Поэтому не стоит беспокоиться, что люди уезжают. А относительно второго вопроса могу сказать, что приехал в ваш город, в том числе чтобы учиться, поэтому воспринимаю ваш вопрос больше как комментарий.

Луньков А.С. чб.jpg
Луньков Александр Сергеевич
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой философии Института философии УО РАН

Уважаемые коллеги, я житель Екатеринбурга, но житель окраины, и по иронии поездка в центр города у меня всегда называлась «поехать в город». Я сейчас на практике наблюдаю интересный феномен, когда рядом с моим районом есть город- спутник Екатеринбурга Верхняя Пышма, и по логике мегаполисной стратегии мы Пышму себе присоединим. Однако получается немного иная ситуация, когда школьники ездят в Верхнюю Пышму заниматься в IT-клубе, а жители микрорайона ездят в музей в Пышму, парады в Пышме интереснее. Мне сейчас на трамвае в два раза быстрее добираться в город- спутник, чем до своей работы.


Не является ли это обратным аналогом мегаполисной стратегии? Город-спутник становится центром притяжения ряда городских агломераций.

Чихарев.png 
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Данный случай во многом исключение. Могу сказать, что он интересен для изучения.


Большое спасибо за ваши доклады и комментарии! Мы будем привлекать заинтересованных людей и стараться выводить экспертов на федеральный уровень. Спасибо большое Екатерине Сергеевне за организацию мероприятия и подбор столь интересных участников! Прошу вас передать мне контакты всех заинтересованных.