Подать заявку
29.06.2022

Российская цивилизационная идентичность: смыслы, ценности, символы

Колесникова М.Е..jpg
Колесникова Марина Евгеньевна
Директор Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор

Уважаемые коллеги, мы с вами начинаем работу нашего круглого стола «Российская цивилизационная идентичность: смыслы, ценности, символы». Хочу напомнить, что сегодняшнее заседание круглого стола мы проводим совместно с Северо-Кавказским федеральным университетом, учеными Гуманитарного института, Института экономики и управления, а также совместно с экспертами философского факультета, факультета политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Стенограмма заседания клуба «Российская цивилизационная идентичность: смыслы, ценности, символы».
29.06.2022. Ставрополь
Колесникова М.Е..jpg
Колесникова Марина Евгеньевна
Директор Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор

Сегодняшним модератором вместе со мной будет Чихарев Иван Александрович – программный директор клуба «Цивилизационное будущее России», кандидат политических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова и профессор Академии военных наук Российской Федерации. Сегодня совместно мы поговорим на тему, которая заявлена в названии круглого стола, – о российской цивилизационной идентичности. Хочу обратить внимание, что выбрана тематика неслучайно. Уже много десятилетий на базе нашего университета работает научная школа с мировым именем «Этнические проблемы современности». Когда-то основателем являлся Авксентьев Анатолий Васильевич, и его ученики сегодня, в том числе здесь, за круглым столом, продолжают эту тематику. Работает и Проблемная научно-исследовательская лаборатория по этноконфликтологии по вопросам российской цивилизационной идентичности. Результаты научных исследований находят отражение и в учебном процессе, у нас на всех направлениях подготовки введена такая дисциплина, как «Основы российской цивилизации». Работа ведется и кафедрами социологическими и историческими, потому что есть курсы, которые так или иначе эти вопросы затрагивают, поэтому сегодня здесь с нами и социологи, и политологи, и теологи, и историки, и философы. Иван Александрович, если позволите, предоставляю слово вам.



Чихарев И.А..jpg
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Спасибо огромное! Дорогие друзья, очень большая для меня честь, что вы здесь сегодня собрались. Я знаю, что сегодня последний день перед отпуском. Сейчас в стране происходят серьезные идейные искания, мы оказались в крайне непростой геополитической ситуации. Учитывая обстоятельства, я не буду затягивать свое вводное слово и с удовольствием послушаю ваши выступления.



Доклад

«Гражданская и цивилизационные модели национальной интеграции в современной России»

Аксюмов.jpeg
Аксюмов Борис Владимирович
Доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета

Если ретроспективно обозревать последние 30 лет нашего развития и попробовать представить себе, как шли процессы национального строительства в России, мы можем выделить три основные модели. Во-первых, многонациональный народ Российской Федерации – конструкция, направленная на формирование надэтнической идентичности, однако акцент все же делается на развитии этнической или этнокультурной идентичности. Это та формулировка, которая представлена в Конституции РФ. Вторая модель – это модель «российская нация», «российская гражданская нация», «российская гражданско- политическая нация». Она, соответственно, ориентирована на развитие российской идентичности, российской гражданской идентичности. И, наконец, третья модель – это российская цивилизация как основная тематика нашего сегодняшнего дискуссионного стола. Все это направлено на цивилизационную идентичность.


Сначала я структурно поговорю о модели гражданской интеграции, соотношении гражданской идентичности и этнической идентичности и затем перейду к модели цивилизационной идентичности.


Если брать такой основополагающий документ, как стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, в качестве двух основных приоритетов определены, во- первых, формирование и укрепление гражданской идентичности, и, во-вторых, сохранение этнокультурного разнообразия. Как мы помним, текст документа постоянно использует вместе два эти понятия – многонациональный народ Российской Федерации и российская нация. Российская нация всегда идет в скобочках, авторами документа все это было замышлено с той целью, чтобы противопоставлять гражданство этничности и гражданскую идентичность этнической идентичности.


Если коротко рассмотреть процессы формирования гражданской идентичности в современной России, то президент на одном из мероприятий (это был совет по межнациональным отношениям, который состоялся в Астрахани в 2016 году) сказал о том, что формирование российской идентичности – это процесс сложный, небыстрый, однако он идет. Здесь мы видим некие статистические подтверждения этому тезису. Я сошлюсь на данные нашей самой авторитетной организации, которая занимается подобного рода исследованиями – институт социологии РАН. Мы видим здесь цифры очень впечатляющие. В статье Дробижевой отмечается, что в период с 2005 по 2018 год именно гражданская идентичность совершила наиболее впечатляющий рывок – на 14 процентов (с 65 до 79 процентов) – и опередила региональные, локальные, этнические идентичности и прочие. Гражданская идентичность, по сути, уже догоняет этническую и продолжает немного ей уступать, но этот отрыв уже существенно сократился по сравнению с 90-ми годами, с началом 2000-х годов.


По данным института социологии РАН, этническая идентичность тоже является достаточно сильной, особенно это касается регионов. Мы видим цифры, сопоставимые с тем, что мы видели по гражданской идентичности, и это от 70 до 80 процентов. Возникает вопрос: каково соотношение между гражданской и этнической идентичностью? Большинство авторов считает, что между ними существует «взаимодополнительность», другие отмечают риски, особенно региональные риски, касаясь тематики Северного Кавказа. Гиперэтничность, политизация этничности в конечном итоге могут угрожать отторжением от государства, кризисами и прочим.


Теперь сошлюсь на наши собственные исследования, тем более в динамике это будет интересно показать. Первый проект был нами реализован в 2009–2010 годах, это был еще грант РГНФ, тогда эта организация еще существовала. В 2021 году мы провели по этой же самой модели исследование и получили такие результаты: соотношение между гражданской и этнической идентичностями остается тем же самым, хотя абсолютные цифры немного поменялись. Если все это осмотреть в зависимости от этнической принадлежности респондентов, то ситуация немного другая. То есть риски и проблемы остаются, потому что если брать славянскую молодежь, то гражданская идентичность прогрессирует по отношению к этнической, а если молодежь Кавказа, то картина другая – идет прогресс этнической идентичности по сравнению с гражданской.


Именно такая ситуация сохранения риска гиперэтничности, политизации этничности, в предельном случае речь может идти даже о повторах сепаратистских сценариев, с которыми мы так жестко столкнулись в 90-е годы прошлого века. Именно поэтому возникла идея о цивилизационной идентичности. Конечно, об этом писали наши философы еще в XIX веке, но это происходило в совершенно иных геополитических условиях, Россия тогда была совсем другим государством. На современном этапе впервые эта проблема была поставлена в статье Владимира Владимировича Путина «Россия, национальный вопрос». В ней акцент делается на формировании цивилизационной идентичности.


Конкретизируя, что такое культурный код, в чем искать его корни, президент обозначает широкое поле российской истории и говорит о том, что именно история является основой нашей национальной идентичности и культурного национального кода. Поэтому так важно нам сегодня формировать интеграционную историческую память. Думаю, что в последующих докладах много об этом еще будет говориться. Тема цивилизационного дискурса проходит через очень многие статьи, речи, выступления президента. Я на примере посланий последних лет начиная с 2012 года покажу этот дискурс. Он идет через то, что формируется некий концепт российской тысячелетней цивилизации, наши корни уходят глубоко в Древнюю Русь, и это – главный концепт, на котором фундируется понятие российской цивилизации, российской цивилизационной идентичности.


Очень важно продолжать усилия в средствах массовой информации, в образовательных структурах и прочем. Делать ставку на те предметы, которые связаны с изучением российской истории, культуры и прочего. Важна тема русского языка, ее необходимо развивать, и наш университет этим уже давно занимается. Данные усилия не проходят даром. Сошлюсь на итоги наших собственных социологических исследований, которые проводились на всем юге России: в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской республике. В 2009 году и в 2021 году было опрошено 1400 человек, и мы увидели очень интересную вещь. Отвечая на вопрос о том, что для меня лично означает быть россиянином, конечно, на первых двух местах остаются еще такие формальные определения: быть гражданином России, жить на территории России. Но если брать такой важный параметр, который связан с цивилизационной идентичностью, это причастность к российской истории и культуре, мы видим рост за 12 лет более чем на 9 процентов, причем этот рост касается как славянской молодежи, так и молодежи Северного Кавказа – там рост почти на 11 процентов. Это является свидетельством довольно высокой эффективности политики идентичности нашего государства, по крайней мере на региональном уровне. Мы, наш университет и все здесь присутствующие можем это доказать, так как тоже вносим определенный вклад в эти процессы.


Цивилизационная идентичность обеспечивает не просто гражданскую близость и формально- юридические отношения между людьми, но также формирует общее культурное пространство, духовную близость, и за счет этого мы в перспективе можем преодолеть это противоречие между гражданским и этническим, о котором я говорил в самом начале своего выступления.



Доклад

«Историческая память как источник формирования смыслов и символов современной России»

Иванова С.Ю..jpg
Иванова Светлана Юрьевна
Доктор философских наук, заведующий кафедрой социальной философии и этнологии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Я продолжу выступление Бориса Владимировича от постановки задач, немного поговорю о технологиях, о политике памяти, символической политике и конкретно о составных частях политики идентичности. Разумеется, здесь будут некоторые общие вещи, а некоторые аспекты будут преломлены в региональной специфике. Актуальность нашей сегодняшней встречи никому не нужно объяснять. Главное, что мы сейчас имеем, это борьба в области души, борьба на геополитическом пространстве, и поэтому основные задачи политологических и исторических исследований связаны с обеспечением национальной безопасности, исследованием социально-политических проблем с целью предупреждения рисков и конфликтов. Естественно, в ряду этих задач одна из важнейших, но неочевидная для всех, иногда и управленцев, и политиков, представителей образовательных организаций – это исследование проблем национальной культурной идентификации граждан России в условиях не только текущих проблем, но и в условиях глобализации. Россия находится в поисках собственной идентичности, мы определились в задачах, целях и необходимости этого процесса, но вопрос состоит в том, кто и как это будет делать.


Во-первых, через систему образования проходят абсолютно все. Во-вторых, именно через систему образования идет трансляция того, что мы называем гражданскими ценностями, ценностями истории. Именно система образования формирует и укрепляет смыслы в молодых, растущих душах, личностях, проходящих процесс социализации. Система образования может быстро обеспечить интеграцию молодежи и в дальнейшем всего населения на основе каких- то базовых ценностей. Для этого необходимо формирование самой системы этих общероссийских ценностей, потому что вы знаете, что система образования достаточно консервативна и если мы будем вбрасывать различные ценности на разных этапах, что было в первые перестроечные годы, это может снизить ее эффективность. Необходим консенсус духовных лидеров, политических лидеров, творцов смыслов, интеллигенции для определения общей системы ценностей.


Обязательно изучение общественных дисциплин, а оно закладывается в школе. Мы видим, что сейчас в системе образования идет процесс сокращения гуманитарных дисциплин, но в школе пока что этот набор остается. Сейчас воспитательная работа вернулась в вузы в форме массовых мероприятий. Если мы воспитываем молодых людей как патриотов, это должны быть их убеждения, которые реализуются в деятельности, а чтобы создать поле для этой деятельности, первые шаги уже делаются, было уже несколько успешных шагов по созданию молодежных организаций. Многочисленные опросы начиная с 2002 года показали, что молодежь хотела бы получать патриотическое воспитание. Сейчас это воспитание есть, но нужно помнить, что воспитательный процесс комплексный, это ежедневный труд, реализуемый в деятельности. Прекрасным примером такой деятельности стало движение волонтеров во время пандемии, это была, можно сказать, морально-этическая революция. Патриотическое воспитание нужно вести с опорой не только на историческую память, но и с опорой на современность. Средства массовой информации, нынешний кинематограф дает нам очень мало героев, которые могли бы стать примером для подражания.


Оценка героев прошлого тоже является довольно противоречивой. Никто не пострадал в постперестроечное время так, как герои-молодогвардейцы. Сейчас на Кавказе самый популярный дискурс разворачивается вокруг влияния Шамиля и воздействия последствий его политики. Один из последних конфликтов в дагестанском сегменте – в сети бурное обсуждение было после высказывания главы Чечни по этому поводу. Эта политизация исторических событий происходит непрерывно, она формирует и поддерживает негативные стереотипы. В одном из социальных проектов, который назывался «Исторические и культурные рамки формирования российской идентичности», на Северном Кавказе провели дискурс-анализ исторических источников, посмотрели работы с 15-го по 20-е годы. Брали темы, связанные с историей. Мы увидели, что количество публикаций по содержанию определяло тренд, прослеживающийся у авторов, – историческая травма. Можно сделать такой вывод, что статей с публикацией исторических травм намного больше.


Все болезненные исторические травмы могут быть актуализированы и превращены в методички, поводы для усиления конфронтации. Поэтому необходимо в большей степени учитывать конструктивные подходы через гранты, через тематику научных диссертационных исследований. Нужно помнить о том, что превращение истории в ведущий фактор может стать фактором успешного развития региона и страны в целом.


Политика идентичности является символической политикой. Здесь есть проблема, что не только пантеон героев, но и пантеон символов был разрушен в постсоветскую эпоху и все еще не восстановился. Однако важно отметить, что появились новые памятники в последние десятилетия, и эту практику следует продолжать.


Для того чтобы решить обозначенные проблемы, нужно совершать постоянный мониторинг, важно отслеживать тенденции развития медийного пространства в вопросах освещения этнических и религиозных отношений, объединить федеральное гуманитарное пространство, чтобы переформатировать гуманитарную повестку. Здесь в университете для этого существует школа, и самое главное, что мы все эти исследования поместили в учебниках.



Доклад

«Российская цивилизационная идентичность: социально-онтологические основания и ценностные репрезентации»

Бакланов.jpeg
Бакланов Игорь Спартакович
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо- Кавказского федерального университета

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мой доклад посвящен формированию российской цивилизационной идентичности и ее социально- онтологическим истокам. После столь содержательных докладов, которые отражают фактически исследования социологические, политологические и философские в вопросах формирования российской идентичности, я бы хотел обратиться к методологическим сторонам данного вопроса, потому что очень часто мы используем определенную терминологию, категории и понятия, но вопрос, насколько релевантно их можно использовать, насколько адекватно они отражают реалии, стоит передо мной в рамках сегодняшнего доклада. Я попытаюсь на него сегодня ответить.


Развитие общества можно представлять различным образом. Как вы знаете, развитие общества представляется в информационных и цивилизационных подходах. Концепт цивилизации, который сейчас активно используется, превратился в один из центральных. Еще более центральным концептом стало понятие цивилизационной идентичности. Многие ученые обращаются к этим концептам на академическом и прикладном уровнях.


Что такое цивилизационная идентичность, что такое цивилизация? Цивилизация является наивысшей культурной целостностью, самым широким уровнем общественной идентификации. Она определяется как такими элементами, как язык, история, религия и обычаи, так и самоидентификацией. Концепт цивилизации вошел в историю не на пороге XX века, он имеет гораздо более глубокие корни.


Формационный взгляд на историю был практически закреплен в XIX веке Гегелем, который говорил о восточном мире (Китай, Индия и Персия), греческом мире, германо-христианском мире. Он утверждал, что всемирная история направляется с востока на запад. Гегель обращал внимание на три важных понятия: элементы протестантско-германского мира, Средневековье и Новое время. Эта концепция никуда не ушла, гегельянство распространилось во всем мире, в том числе и в России.


По мнению Данилевского, высказанному еще в XIX веке, уже достаточно скоро колоссальную роль в мировой истории играет цивилизация славянского типа, которой является Россия. Следует понимать, что миссия России должна как реализоваться, так и не реализоваться, превратившись в простой увядающий этнографический материал. О зарождении русской культуры говорил не только Данилевский, но и, например, Шпенглер. Следует осознавать, что в интерпретации Данилевского понимание сути исторического процесса не совсем последовательно.


Мы еще сказали о Шпенглере. По мнению Шпенглера, система зарождения и развития высоких культур, которую он рассматривает, тотально непреодолима. Западная культура добралась до качественно новой цивилизационной стадии, которая характеризуется непониманием и отрицанием традиций, доминированием «золотого тельца», преобладанием в науке скептицизма, противостоянием религиозным институтам и прочее. Может ли все это преодолеть российская цивилизация? Мы должны преодолевать подобные тенденции, однако некоторые вышеизложенные характеристики у нас наблюдаются, как бы мы ни пытались рисовать идеальную картину нашей цивилизации.


Так как цивилизация представляет собой в данном контексте живой организм, то к ней можно применить принцип культурного функционализма, согласно которому любая система состоит из адаптации, достижения целей, воспроизводства. Как говорил Парсонс, адаптация – это экономическая подсистема, достижение целей – политическая подсистема, воспроизводство – культурная подсистема. Когда мы говорим о формировании цивилизационной идентичности, мы внимание уделяем воспроизводству образца, культуре, традициям, но совсем не обращаем внимания на экономическую и политическую подсистемы.


В чем заключается онтология человеческого общения? Мы можем разделять различные политические убеждения, но у нас единое культурное пространство складывается из немонетизированных вещей, и эти вещи важно поддерживать. Поэтому важность русского языка, русской культуры будет возрастать. Более того, я хочу подчеркнуть, предыдущие докладчики говорили, что Россия – многонациональная страна, русская цивилизация связана с православием. Но сейчас демографические тенденции таковы, что возрастает значимость неславянских народов России. На землях Кавказа сталкиваются ислам, православие и буддизм. Необходимо ставить на русскую культуру. Люди могут быть разной этнической принадлежности, но русская культура – объединяющий фактор, и совершенно правильно проводится политика.


В современных условиях полицентричного мира возрастает важность диалога между цивилизациями. Он является важным условием преодоления социально-политического кризиса. На философском конгрессе, который происходил в мае, говорилось, что важен полицентричный мир, концепт полицентричного мира предполагает, что это мир, в котором есть взаимоуважение. Рано или поздно пушки смолкают и нужно разговаривать.


Безусловно, в формировании цивилизационной идентичности России должны учитываться не только культурные факторы, но и политические и экономические. То есть Россия должна стремиться стать главной страной высоких технологий, если она хочет занимать достойное место под соснами.


Вопросы и комментарии
Чихарев И.А..jpg
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Я очень впечатлен уровнем докладов! У меня есть два вопроса, которые также прозвучали в докладах. Как вы считаете, русская цивилизационная идентичность – она какая? Этническая или неэтническая? Второй вопрос, мы говорили про Турцию. Как вы видите, насколько Турция представляет угрозу или же, наоборот, ее не представляет?

Бакланов.jpeg
Бакланов Игорь Спартакович
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо- Кавказского федерального университета

Мы много работаем по противодействию фейкам, на базе нашего Гуманитарного института был создан центр, она из задач которого в том числе отслеживать ситуацию. У нас постоянно есть запросы, которые приходят из компетентных органов, на подготовку компетентных специалистов, которые знают турецкий язык. Турецкий язык у нас преподается на кафедре зарубежной истории для тех, кто учится по направлению «Международные отношения», и для журналистов с этого года. Будет целая группа изучать турецкий язык для изучения турецкой прессы, которая заполонила регион.


Мы пытаемся построить взаимодействие с турецкой стороной в области научного сотрудничества, прощупываем определенные направления для исследования. Если мы посмотрим на Турцию, то там есть институты Кавказа, которые непосредственно занимаются регионом. Это действительно сфера стратегических интересов этого государства.


Русская этническая идентичность была слабо востребована и актуализирована в эпоху СССР. Она практически растворилась в советской. Русскую идентичность нельзя рассматривать как что-то сложившееся и завершенное. На уровне сознания понятия «русский» и «россиянин» расходятся, поэтому можно говорить, что русская цивилизационная идентичность более гражданская, чем этническая.


Бакланова О.А..jpg
Бакланова Ольга Александровна
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Гуманитарного института Северо- Кавказского федерального университета

Из трех идентичностей: гражданской, национальной и цивилизационной – наименее разработанной является цивилизационная идентичность. Идентичность – это не только какая-то аскрипция или проскрипция, это прежде всего презентация. А если мы говорим о макроидентичности – это саморепрезентация, индивид является точкой отсчета. Хабермас говорит, что идентичность формируется в актах конституирования, то есть она должна иметь рефлективные акты и нормирование. Если мы говорим с вами не только о каком-то концепте, то она реально должна иметь национальные проекции, проекции хабитуализации, коммуникативные проекции. Когда мы говорим о гражданской идентичности, то все четко прослеживается: я – россиянин. А когда мы говорим о цивилизационной идентичности, это все нужно еще искать.


Я очень внимательно прислушивалась к определениям цивилизационной идентичности, они все выражаются через форму культуры. Либо мы ищем и находим реально работающий конструкт, но тогда мы заменяем цивилизационную идентичность на культурную и останавливаемся на ней.


Чихарев И.А..jpg
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Коллеги, такой вопрос. Мы про Турцию сказали, что изучаем турецкий язык. Скажите, почему мы не изучаем языки народов Кавказа? Нет ни одного центра в стране, где бы они изучались.


Бакланов.jpeg
Бакланов Игорь Спартакович
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо- Кавказского федерального университета

Турецкий – это один из языков. Сейчас мы изучаем и арабские, был создан арабский центр в силу того, что идет ориентация на восток. Про Кавказ вы совершенно правильно сказали. У нас есть два консорциума, оба направлены на интеграцию региона и вузов Большого Кавказа. Конечно, через этот центр мы стараемся найти возможность привлечь преподавателей, пока что в режиме онлайн в виде факультативов. У нас есть кафедра отечественной и мировой литературы, есть замечательный музей литературы народов Кавказа.


У нас есть проблемная исследовательская лаборатория, которая этим занимается, и каждая литература – она же идет через язык – представлена в виде ключевых фигур.

Студенты-филологи также изучают языки народов Кавказа в рамках спецкурсов и факультативов, но только в рамках филологического образования. Конечно, такая задача стоит, потому что федеральный университет является координирующим и мониторинговым центром. В каждом регионе у нас университеты и педуниверситеты. В них есть отдельные кафедры адыгейского языка, карачаево-черкесского языка. Студенты оттуда приезжают защищать диссертации в нашем университете, чаще всего их темы заключаются в изучении французского, английского, адыгейского и русского языков.


Ерохин А.М..jpg
Ерохин Алексей Михайлович
Доктор социологических наук, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета

Мы говорим об идентичности, смыслах, ценностях, но мы все время учитываем региональную специфику. Это естественно, потому что мы проводим круглые столы, ученые и дискутанты больше говорят о тех регионах, которые их волнуют. Здесь мы все равно сталкиваемся с проблематикой Северного Кавказа. Мы сейчас проводим в рамках очередного гранта большое исследование, завершаем сейчас написание монографии.


Вы говорите, что такое идентичность россиянина, русского. Дело в том, что нам долгое время не давали возможности задавать этот вопрос, не было смыслового значения для самих русских. Мы пассионарны, имеем многонациональный внутренний характер. Это связано с тем, что мы никогда не вычленяли свою культуру для того, чтобы сохранить свою историческую память. Можно с этим не согласиться, но она немного размыта. Когда мы провели исследование, мы увидели, что позиция по основным вопросам, ценностным ориентирам русских студентов и кавказских студентов практически не различается. А как только мы касаемся вопросов исторической памяти, здесь сразу включается национальная ментальность.



Чихарев И.А..jpg
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент МГУ, профессор Академии военных наук Российской Федерации

В сегодняшних докладах мы шли от общего к частному. Проблематика, которой мы занимаемся, будет полезна тем, кто занимается общими вопросами, потому что это есть как раз прикладной фактор для изучения процессов, происходящих в нашей многонациональной России.