Москва как центр российской цивилизации
Сухель Фаррах
доктор философских наук, профессор, академик Российской Академии образования
В западных цивилизационных концепциях российская цивилизация не рассматривается как самостоятельная, но ее история и осмысление ее развития в русской философии доказывают обоснованность ее выделения.
Очень важными являются этническое и религиозное измерения российской идентичности. Для российской цивилизации присуще этнически–религиозное многообразие. Особой является роль православия и ислама в российском обществе. Русская православная церковь и государство совместно выступали в борьбе за самобытность России.
Сегодня Россия оказалась в ситуации между отставанием в модернизации и вызовом глобализации. Однако выдающиеся технологические достижения и энергия российского творческого духа позволяют говорить о большом будущем российской цивилизации.
Чихарев Иван Александрович
кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Академии военных наук РФ
Концепт государство–цивилизация не совсем корректен с политологической точки зрения. Государство — один из институтов, представляющих одну из сфер в жизни общества. В рамках одной цивилизации могут развиваться совершенно разные формы государственности. Правильнее говорить о России как государстве, развивающем цивилизацию — и собственно русскую, и мировую. Цивилизация носит надэтнический, наднациональный характер. Русские изначально представляют собой надэтнический синтез и при этом являются государствообразующим народом.
Агеев Александр Иванович
доктор экономических наук, директор Института экономических стратегий РАН
Цивилизация — это понятие–«матрешка». Можно говорить как о единой человеческой цивилизации, так и о бесконечном множестве современных и исторических цивилизаций. В процессе развития мы дойдем до 12 локальных цивилизаций, а позже — до 50, где каждый народ будет являться цивилизацией. Существуют глубокие исторические противоречия даже в рамках, казалось бы, единых общностей — например, Северная и Южная Корея, Корея и Япония и др.
Абылгазиев Игорь Ишеналиевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова
Цивилизация самодостаточна, ее можно оценивать только по ее внутренним критериям. Эмоциональность или рациональность — это характеристики не цивилизации, а поведения человека.
Еще в «Махабхарате» были описаны цивилизации и их конфликт. В музее в Мехико стоит жертвенный сосуд в виде первого искусственного спутника Земли.
Нельзя однозначно говорить, что Москва — единственный центр цивилизации. В прошлом году мусульмане России отметили 1100–летие принятия ислама Волжской Булгарией.
доктор философских наук, профессор, академик Российской Академии образования
В западных цивилизационных концепциях российская цивилизация не рассматривается как самостоятельная, но ее история и осмысление ее развития в русской философии доказывают обоснованность ее выделения.
Очень важными являются этническое и религиозное измерения российской идентичности. Для российской цивилизации присуще этнически–религиозное многообразие. Особой является роль православия и ислама в российском обществе. Русская православная церковь и государство совместно выступали в борьбе за самобытность России.
Сегодня Россия оказалась в ситуации между отставанием в модернизации и вызовом глобализации. Однако выдающиеся технологические достижения и энергия российского творческого духа позволяют говорить о большом будущем российской цивилизации.
Чихарев Иван Александрович
кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Академии военных наук РФ
Концепт государство–цивилизация не совсем корректен с политологической точки зрения. Государство — один из институтов, представляющих одну из сфер в жизни общества. В рамках одной цивилизации могут развиваться совершенно разные формы государственности. Правильнее говорить о России как государстве, развивающем цивилизацию — и собственно русскую, и мировую. Цивилизация носит надэтнический, наднациональный характер. Русские изначально представляют собой надэтнический синтез и при этом являются государствообразующим народом.
Агеев Александр Иванович
доктор экономических наук, директор Института экономических стратегий РАН
Цивилизация — это понятие–«матрешка». Можно говорить как о единой человеческой цивилизации, так и о бесконечном множестве современных и исторических цивилизаций. В процессе развития мы дойдем до 12 локальных цивилизаций, а позже — до 50, где каждый народ будет являться цивилизацией. Существуют глубокие исторические противоречия даже в рамках, казалось бы, единых общностей — например, Северная и Южная Корея, Корея и Япония и др.
Абылгазиев Игорь Ишеналиевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова
Цивилизация самодостаточна, ее можно оценивать только по ее внутренним критериям. Эмоциональность или рациональность — это характеристики не цивилизации, а поведения человека.
Еще в «Махабхарате» были описаны цивилизации и их конфликт. В музее в Мехико стоит жертвенный сосуд в виде первого искусственного спутника Земли.
Нельзя однозначно говорить, что Москва — единственный центр цивилизации. В прошлом году мусульмане России отметили 1100–летие принятия ислама Волжской Булгарией.
Россия всегда была цивилизационным донором. Двигаясь на Восток, мы не потеряли ни одного языка. Это была не экспансия, а донорство. А англосаксонская цивилизация уничтожила древнейшие цивилизации Америки.
Новости