Подать заявку
15.06.2023

«Многонациональное государство перед лицом внешних вызовов»

АГАПОВ ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ.png
Доктор философских наук, профессор Казанского инновационного университета, директор НИИ социальной философии КИУ

Сегодня мы проводим очередное заседание Философского клуба в Казани, к нам присоединились в режиме конференц–связи коллеги из других регионов России (говорит о регламенте заседания).

Чихарев.png
Кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Дорогие друзья, уважаемые коллеги, приветствую вас на заседании Философского клуба. Наша деятельность масштабируется, мы посещаем всё новые регионы, а в Казани уже не впервые. Приветствую коллег из КИУ и других ведущих интеллектуальных центров Поволжья и России. Недавно мы проводили заседание Клуба, посвященное российской цивилизации, уделяем особое внимание вопросам целостности российского цивилизационного пространства, и, соответственно, роли ключевых регионов, в том числе Татарстана, в его развитии.

 Бикеев Игорь Измаилович.jpg
Доктор юридических наук, профессор, проректор КИУ.

Приветствую участников! Действительно, вопросы целостности российского пространства и развития российской цивилизации особенно актуальны. Мы в КИУ уже больше 10 лет исследуем эти сюжеты и опубликовали книгу «Российская цивилизация».

Наши враги пытаются с помощью темы межнациональных отношений расколоть российское пространство. Но на самом деле наши нации взаимно обогащают друг друга и те, кто это отрицает, либо заблуждаются, либо прямо вредят.

Стенограмма заседания клуба «МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ»
15 ИЮНЯ 2023. КАЗАНЬ
Доклад

«Татарстан на пересечении цивилизационных и геополитических проектов»

Чихарев.png
Кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Некоторые тезисы я сознательно заострю. Мы переходим в экспертный формат, и я считаю важным, что сегодня присутствуют не только ученые, но и представители органов власти, экспертных структур.

Татарстан сам по себе может рассматриваться как геополитический проект. На карте начала XVII в. можно найти «Великую Татарию» на территории современной России. И сегодня появляются неоимперские татарские проекты в духе провокационного имперского экстремизма, например, «Кулак Татарстана». Это действительно спровоцированный извне проект для раскола исторического цивилизационного пространства России. Наша миссия как ученых, преподавателей, экспертов — дезавуировать такие вызовы на интеллектуальном уровне.

В конце прошлого года появилась обложка журнала «Татарстан» с изображением православия как «темного прошлого», а ислама (образ мечети) — как светлого будущего. В ней задействуются глубокие мифологические и психологические механизмы.

Татарский фактор активно используется в российско–украинском конфликте нашими противниками. СВО сравнивают с монголо–татарским нашествием на Русь. Здесь тоже затрагивается не только история Средних веков, но и мифический образ Тартарии, Тартарары как ада. Возрождаются исконные фобии европейцев о нашествии варваров и даже нечисти c Востока. Россия демонизируется, как в древних мифах.

Поднимается вопрос, почему татары, башкиры, чуваши и представители других этносов должны умирать даже не за Россию, а «за Московию», от которой надо якобы отличать Татарию.

Широко используется крымско–татарский фактор, появляются необоснованные обвинения в преследованиях крымских татар. Но на самом деле крымским татарам в Крыму и Севастополе уделяется особое внимание и создаются условия для общественного и политического представительства.

В Крыму создаются компактные татарские поселения, крымско–татарское студенчество образует общины в московских вузах. Очень важен вклад КИУ в интеграцию крымско–татарской молодежи в российское образовательное пространство. Важно продолжать такие проекты в отношении интеллигенции, в научно–образовательном пространстве.

Можно говорить о разных признаках цивилизации, но президент России В. В. Путин, вводя термин «российская цивилизация», имел в виду технологическое развитие. И действительно, как было сказано, Татарстан развивается за счет отечественного производства, российских инновационных технологий, внутреннего рынка. Можно вспомнить Иннополис — единственный город, возникший в постсоветский период, или запущенные вчера беспилотные КАМАЗы, до этого тестировавшиеся в Африке. Есть ли такие возможности у постсоветских республик, оказавшихся в вакууме «собственного суверенитета»?

Говоря об альтернативных цивилизационных проектах, необходимо вспомнить о незавершенном проекте радикальной исламизации, который играл очень большую роль в регионе до начала 2000-х гг. Сам по себе ислам содержит важные и сопоставимые с православными традиционные ценности и запреты, которые позитивно влияют на инновационное развитие Республики. Именно этих ценностей, по плану Даллеса, необходимо было лишить советских людей (дискуссия о плане Даллеса и других проектах разрушения СССР и России, символических и мифических предпосылках противостояния России и Запада).

Некоторые из представленных проектов не являются в полным смысле альтернативными — о пользе ислама в его цивилизованной форме сказано выше. Строго говоря, нельзя назвать Турцию враждебной России страной, но поддерживаемый ею проект «Великого Турана» явно представляется цивилизационной альтернативой и геополитическим вызовом.

Китайский проект также амбивалентен. Республика Татарстан могла бы участвовать в больших евразийских проектах, реализуемых Китаем. Также не противоречит интересам России персидский проект, а Татарстан занимает важнейшее место на пересечение геоэкономических путей Евразии, в частности «Нового шелкового пути» и коридора «Север—Юг».

Цивилизация — это надэтническое понятие, и Татарстан, наряду с Москвой, является лабораторией межэтнического синтеза для всей России и одной из основ Русского мира.

Доклад


Григорьев Николай Иванович
Член Общественного совета Федерального агентства по делам национальностей

Многообразие всегда ведет к конфликтам, и мы не должны опасаться противоречий, но должны создавать площадки по их преодолению.

Экзистенциальный вызов будет определять нашу историю ближайшие 30 лет и более. В 1990-е гг. мир двинулся по пути глобализации, все вошли в систему мирового разделения труда. Но в последние годы он <путь глобализации> забуксовал, и мы наблюдаем его смерть. Мир будет распадаться на валютно–технологические зоны вне зависимости от национально–государственных. Мировые рынки распадаются, но тем не менее, для успешного развития в логике современного технико–экономического уклада требуется рынок емкостью от 400 млн. до 1 млрд. чел., в котором должны быть свои валюты.

С этой точки зрения говорить о персидском, туранском и других исторических проектах сегодня некорректно. Сейчас можно выделить только проект AUCUS и китайский мегапроект, у которых есть рынки необходимой емкости, ядерные силы, политическая воля.

Чтобы Россия не оказалась периферией другого проекта, она должна обратить внимание на Вьетнам, Индонезию, чтобы вовлечь их в свою экономическую и научно–технологическую орбиту и предоставить гарантии ядерной безопасности.

Россия окажется периферией Китая, если войдет в зону юаня. Рыхлые союзы типа БРИКС построены в логике отрицания. Нам надо понимать, что мы можем предложить с точки зрения опыта сосуществования в многообразии. Не очень понятно, что такое «общероссийская идентичность». Что такое идентичность макрорегиона? Что мы предлагаем нашим партнерам? «Русский мир» нельзя продать в Индонезии, в отличие от антиколониализма или традиционных ценностей. Нам надо поставить перед собой цель сформировать рынок емкостью 300—1 000 млн. человек, для оформления которого должна быть предложена общая идеология. В ином случае другие страны выберут очевидного гегемона и «лягут» под США. Предложение по традиционным ценностям пока отсутствует, необходимо его сформулировать.

Вопросы и комментарии
Чихарев.png
Чихарев Иван Александрович
Кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Противоречия в нестабильном обществе не должны педалироваться. Кроме того, вы рассуждаете в геоэкономической логике, а не цивилизационной. И БРИКС — это не «союз против», а как раз кластер динамически развивающихся стран.

Григорьев Николай Иванович
Член Общественного совета Федерального агентства по делам национальностей

Я не говорил, что конфликты должны педалироваться, они должны «конституцироваться». Замалчивание конфликта ведет к его развитию.

БРИКС ставит перед собой задачу создание альтернативных валют, а это и есть финансовая война. Что касается геоэкономической логики, то считаю плюрализм подходов достоинством Дискуссионного клуба.

Доклад

АГАПОВ ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ.png
Агапов Олег Дмитриевич
Доктор философских наук, профессор, директор НИИ социальной философии КИУ им. В. Г. Тимирясова

Предлагаю обсудить на наших ближайших заседаниях многообразие существующих подходов к изучению цивилизации — геоэкономический, геоантропологический, геокультурный и иные подходы.

Хотелось бы обратиться к проблематике Республики Татарстан. Создание наций и федераций сопровождают «призраки» XIX в. Они следующие: идея наций выступает как ведущий концепт Большого Модерна (XIX—XX вв.), происходит «пересборка» социальной реальности (XIX—XX вв.) и, наконец, рождается Миф Большого Модерна. Нации, в соответствии с ним, появляются через революции и гражданскую войну. При ответе на вопрос о создании нации надо сначала ответить на вопрос, какого «зверя–империю» ты убил. Переродиться удалось только одной империи, Британской, посредством создания Британского содружества. В гражданской войне в России эта логика тоже была актуализирована, и она очень опасна для целостности российского пространства. Российскую Федерацию надо воспринимать как содружество, сосуществующее без национализма в республиканской и федеративной логике.

Мощнейшим катализатором процесса выстраивания новых государственно–политических отношений в СССР стали августовские события 1991 года. После избрания президента СССР и президента РФ весь политический год (1990—1991) шли бурные дебаты о разграничении полномочий, шли разговоры о создании Союза Суверенных Государств.

22 марта 1992 года состоялся референдум, где за суверенный статус Татарстана проголосовало 61,4% явившихся на избирательные пункты граждан республики. XI сессия Верховного Совета XII созыва открылась 28 сентября 1992 года, и это уже был новый этап государственно–политического развития, поскольку речь шла о принятии Конституции Республики Татарстан, которая должна была закрепить результаты мартовского референдума.

30 августа 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. 7 февраля 1992 года Татарская ССР переименована в Республику Татарстан. В течение 1990—1994 годов шел активный двусторонний процесс установления федеративных отношений. 15 февраля 1994 года был заключен Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», который был продлен в 2007 г. до 2017 г. Согласно договору, за Российской Федерацией было закреплено 17 полномочий, за Татарстаном — 15, в совместном ведении — 23. Благодаря разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между Россией и Татарстаном Государственный Совет РТ инициировал и принял ряд законов, обеспечивающих в республике экономические преобразования, проведение земельной реформы, приватизации и разгосударствления собственности.

Договор решил социально–экономические проблемы и снизил радикализм ряда национальных НКО. Если в конце 80-х годов Татарский общественный центр (ТОЦ) занимал умеренные позиции, то к 1992—1994 годам ситуация изменилась. Особенно это касалось деятельности братьев Рафиса и Нафиса Кашаповых, Ф. Байрамовой.

Альтернативой радикализму ТОЦ стало создание в 1992 г. Всемирного конгресса татар (ВКТ). В Казань для участия в конгрессе прибыло свыше 1 000 делегатов из всех субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. ВКТ стал свидетельством единения соотечественников, признаком духовно–нравственного ренессанса. Исполком под председательством И. Р. Тагирова стал общественной силой Татарстана, выражающей консолидированную позицию татарского народа. Сегодня в Конгресс входят более 450 местных отделений, это «мягкая» дипломатическая сила в развитии государственно–политического строительства Татарстана и России. ВКТ входит в соучредители Международного совета российских соотечественников.

Социально–экономическим основанием для международных отношений в 1990— 2000-е годы было то, что около 60% промышленной продукции Татарстана шло на экспорт. М. Шаймиев: «Международные связи Республики Татарстан осуществляются в соответствии с принципами внешней политики Российской Федерации, на основе российских и международных правовых норм, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России».

Первые международные соглашения в области торгово–экономического, научно–технического и культурного сотрудничества были подписаны в 1991—1993 годах (порядка 50 соглашений). Во второй половине 90-х годов формируется система представительства Республики Татарстан за рубежом и в регионах Российской Федерации. В настоящее время действуют 20 представительств и около 30 торговых домов Татарстана, которые занимаются налаживанием политических, научных, социокультурных, торгово–экономических связей, привлекая в республику инвестиции и проекты.

Особенно интенсивно развивались отношения Татарстана с ЮНЕСКО. В 1983 году по его решению в Казани был проведен 800–летний юбилей Кул Гали, в 2001 году Казанский кремль внесен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2001 году в Париже состоялись Дни Республики Татарстан в ЮНЕСКО, посвященные 1000– летию Казани, инициирован международный проект «Великий Волжский путь». В 2003 году Казань посетил Коитиро Мацура, гендиректор ЮНЕСКО. В календарь памятных дат ЮНЕСКО вошли юбилей Казанского университета (2004 год), юбилей Казани (2005 год).

Организация ООН по промышленному развитию в 2009 году пошла навстречу инициативам Татарстана по вопросам выхода на мировые рынки инвестиций.

Укрепление международных позиций России с мусульманскими государствами востребовали авторитет и связи Республики Татарстан в странах Ближнего Востока и Юго–Восточной Азии. Основным субъектом стала Организация исламской конференции (ОИК). Генсек ОИК Э. Ихсаноглу посетил Казань в 2005 г., ежегодно проходят инвестиционные конференции Исламского банка развития, научные конференции Академии наук Исламского мира. С 2009 г. на базе Российского исламского института проходят международные конференции по образованию, науке и культуре. Казань вошла в реестр исламских столиц и городов.

Интересной гранью взаимоотношений между странами исламской конференции стало развитие модели исламской финансовой системы, в 2010 г. была создана Татарстанская международная инвестиционная компания. С 1992 г. РТ — наблюдатель в Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ), Фестивали тюркских народов «Науруз», «Золотой минбар». В 2009 г. РТ совместно с ТЮРКСОЙ провела Фестиваль турецкого кино, а ТЮРКСОЙ объявил 2011 год Годом Тукая в связи со 125-летием поэта.

К началу 2000-х гг., как показывают социологические данные, в Татарстане сложилась региональная социокультурная идентичность, связанная с важнейшими датами новейшей истории. Например, общими праздниками татарстанцев стали 30 августа — День Республики Татарстан, 6 ноября — День Конституции РТ. Праздники народов Республики Татарстан стали общенародными.

Большое значение в обеспечении устойчивой этнокультурной политики имели создание Ассоциации национально–культурных обществ (АНКО РТ)/Ассамблеи народов Татарстана, последовательная поддержка этнонациональных и религиозных сообществ в деле образования, науки, культуры, традиционных промыслов. Действует сеть филиалов Дома дружбы народов. Активно с 2006 г. действует Общественная палата Республики Татарстан.

Хотелось бы выделить риски российской цивилизационной идентичности — это «перевербовка» национальных элит, «переориентация» образования и исполь- зование амбивалентности идентичности, национальной и одновременно российской. Нашей стратегией должны стать цивилизационный реализм, включающий искусство управления сложностью (модель Л. П. Карсавина — А. И. Неклессы) и «взращивание смыслов» в сочетании с выращиванием институтов.

Основами сохранения и развития российской цивилизации должны стать гума- нитарный суверенитет и нормативное предпринимательство, которое заключается в продвижении ценностей и идеалов, как это реализовано, к примеру, в социальной доктрине Русской православной церкви.

Вопросы и комментарии
Тузиков Андрей Римович.jpg
Тузиков Андрей Римович
Доктор социологических наук, представитель Татарстанского отделения Изборского клуба

Вокруг интерпретации результатов выборов и референдумов идет противоборство. Результат референдума о суверенитете Татарстана показывал наличие раскола, но не имел стратегического характера. Тем не менее, возникла фобия «Чечни на Волге». Декларация о независимости Татарстана была принята после того, как в нее были введены два языка в качестве государственных.

Я бы хотел обратить внимание не на истинность, а на функциональность ценностей. Проблемы сепаратизма в начале 1990-х существовали везде, можно вспомнить соседний пример «Уральской республики» или то, что Россию в тот период называли «российской конфедерацией».

Важен вопрос, кто учреждает государство. Многие современные нации, например, Норвегия, являются сконструированными, воображаемыми.

Насколько та или иная идея является функциональной, например, идея «нации наций»? Можно ли ее объяснить людям, в то время как этническая идентичность является первичной. Идея российской национальной государственности является дисфункциональной.

Российскую Федерацию учредили различные народы России, но политическая нация — одна.

Татарский национализм начинался с идеи «Татарской советской республики» в составе СССР, вопроса этничности не было.

Г. Х. Попов назвал Россию «имперской федерацией». С помощью этого концепта делалась попытка снять этнический фактор, и она в целом получила развитие в конституции. Российскую цивилизацию учредили не республики, а российский народ. Тем не менее, гражданской российской политической нации не сложилось, и, чтобы закрыть эту прореху, появилось понятие российской цивилизации, которая окончательно снимает этническую принадлежность государства.

В свое время победил проект Сталина, предлагавшего именно российскую идентификации советской республики.

Нам необходимо в дальнейшем развивать цивилизационный дискурс и наполнять его смыслами с акцентом на прилагательное «российский». У нас не союз государств, а учреждение гражданской нации.

Самым сложным является русский вопрос. Россия без русских немыслима, но условный проект «Русской республики» развалит ее окончательно.

Идеи «Москвы — третьего Рима», панславизма сегодня неактуальны. Опираясь на антиколониализм и традиционные ценности, необходимо сформировать понятные и близкие массам слоганы, как это делал Ленин. В целом необходимо более подробно изучить потенциал «левой» идеи. В нашем цивилизационном проекте должна звучать если не социалистическая, то социальная идея. Например, «русские олигархи» отпугивают национальные республики. Может, есть смысл говорить о «народном капитализме».

 Бикеев Игорь Измаилович.jpg
Бикеев Игорь Измаилович
Доктор юридических наук, профессор, проректор КИУ

Национальный вопрос можно использовать как инструмент борьбы за власть и собственность, что и происходило при распаде Советского Союза. Сейчас наши противники пытаются это повторить. В СССР действительно формировалась новая историческая общность, в Баку азербайджанцы и армяне мирно жили совместно. Эти механизмы надо развивать без исторических обид и в логике гражданской нации.

Дахин Андрей Васильевич.JPG
Дахин Андрей Васильевич
Доктор политических наук, профессор Нижегородского филиала РАНХиГС

Сегодня мы имеем дело с рядом концептов, поиск смыслов и терминов продолжается. Понятие нации уязвимо и привязано к короткому этапу исторического развития. Тишков сформировал понимание того, что советский народ — это не нация, а Советский Союз не является национальным. Мы должны понять, что этнос, нация, народ — это разновидности государствообразующих сообществ, которые являются различными на разных исторических этапах. Сегодня на место нации приходит гражданское общество, но в Советском Союзе оно было разделено по классовому признаку, включая пролетариат и крестьянство, трудящихся, советский народ.

Сегодня гражданское общество является еще более сложным и плюралистичным. Мы находимся на острие, борьба происходит за понятие «гражданское общество». В России, в отличие от США, коренное гражданское общество. Государствообразующим для России является многонациональное гражданское общество, состоящее в ансамбле множества идентичностей. Этот ансамбль состоит из четырех идентичностей. Это оболочечная общегосударственная гражданская идентичность, этнокультурная идентичность, региональная идентичность, которые и объединяются понятием цивилизации как общегосударственной, так и в пределах Русского мира

Фатеев Ринат Фаикович
Кандидат политических наук, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан

Я занимаюсь прикладной социологией религий. Исламское пространство очень фрагментировано. Иран, Саудовская Аравия и Турция имеют очевидно различные политические интересы. Значение исламского фактора преувеличено. По данным социологиче- ского исследования, татары — это светская буржуазная нация. На бытовом уровне правоверных мусульман, выполняющих все требования, всего 5–7 процентов. Нынешнее поколение вообще невосприимчиво к религии, вы не увидите молодежи в мечетях Казани, идет детрадиционализация общества. Разрыв этих связей и ведет к радикализации. Национализм развивался больше не в Казани, а в Закамье, где в советское время был сформирован новый социум, далекий от традиций.

В современном мире идеологии не существует, за исключением победившего либерального, потребительского мировоззрения. Она проявляется и у умеренных исламистов, и у радикалов, которые легким путем стремятся попасть в потребительский, по сути, рай. Либеральному мировоззрению сложно противостоять, альтернативное мировоззрение должно быть основано на материальных основаниях, чтобы ему не уступать.

Агапов Олег Дмитриевич
Доктор философских наук, профессор Казанского инновационного университета, директор НИИ социальной философии КИУ

Надо разрабатывать цивилизационную матрицу, включающую осмысление разных сфер жизни общества.

Чихарев.png
Кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Сегодня мы получили достаточно многомерную картину. Я рад, что в интеллектуальном сообществе Республики Татарстан вызывает понимание концепт российской цивилизации. Мы солидарны в том, что цивилизация связана с экономическим, технологическим, человеческим развитием. Татарстан имеет успешный опыт такого развития. Мы используем разные термины, но согласны в том, что концептуальный поиск необходимо продолжать. Попробуем провести концептуальную «сборку» на нашем межрегиональном дистанционном собрании в июле. Надо сказать, что в Татарстане, по крайней мере в вашем интеллектуальном сообществе, нет выраженного сепаратизма.

 Бикеев Игорь Измаилович.jpg
Бикеев Игорь Измаилович
Доктор юридических наук, профессор, проректор КИУ

Постараюсь сделать все возможное, чтобы результаты наших обсуждений широко транслировались в публичном пространстве.

Чихарев.png
Кандидат политических наук, доцент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Это полностью соответствует уставным целям и приоритетам текущей деятельности нашего Клуба. С удовольствием разместим ваши труды в библиотеке сайта «Новая эра».